"Nas"
"Nas"
It Ain't Hard To Tell
автор:
Nas
альбомы: Illmatic, 10 Year Anniversary Illmatic Platinum Series, Greatest Hits
- Текст
- Открытка с текстом
It ain't hard to tell, I excel, then prevail The mic is contacted, I attract clientele My mic check is life or death, breathing a sniper's death I exhale the yellow smoke of buddha through righteous steps Deep like The Shinin', sparkle like a diamond Sneak a uzi on the island in my army jacket lining Hit the Earth like a comet, invasion Nas is like the Afrocentric Asian, half-man, half-amazing Cause in my physical, I can express through song Delete stress like Motrin, then extend strong I drank Moet with Medusa, give her shotguns in hell From the spliff that I lift and inhale, it ain't hard to tellThe buddha monk's in your trunk, turn the bass up Nas, stories by Aesop, place your loot up, parties I shoot up Nas, I analyze, drop a Jewel Inhale from the L, school a fool well, you feel it like braille It ain't hard to tell, I kick the skill like Shaquille holds a pill Vocabulary spills I'm Ill Plus Matic, I freak beats slam it like Iron Shiek Jam like a tech with correct techniques So analyze me, surprise me, but can't magnetize me Scanning while you're planning ways to sabotage me I leave em froze like her-on in your nose Nas'll rock well, it ain't hard to tellThis rhythmatic explosion, is what your frame of mind has chosen I'll leave your brain stimulated, niggas is frozen Speak with criminal slang, begin like a violin End like Leviathan, it's deep well let me try again Wisdom be leaking out my grapefruit troop I dominate break loops, giving mics men-e-straul cycles Street's disciple, I rock beats that's mega trifle And groovy but smoother than moves by Villanova Yet still a soldier, I'm like Sly Stallone in Cobra Packing like a rasta in the weed spot Vocals'll squeeze glocks, MC's eavesdrop Though they need not to sneak My poetry's deep, I never fell Nas's raps should be locked in a cell It ain't hard to tell
Лэйбл: Columbia
Продюсеры: DJ Premier, Pete Rock, Large Professor, Q-Tip, L.E.S., MC Serch
При участии: AZ, Olu Dara
Illmatic… Этим коротким словом Nas, пожалуй, навечно вписал своё имя в Зал Славы хип-хопа. К 1994 парень уже был замечен за незаурядное мастерство “на микрофоне”, и от дебютного альбома ждали чего-то особенного. Когда стал известен состав продюсеров, ожидания усилились на порядок: DJ Premier и Pete Rock и по сей день считаются непревзойдёнными мастерами своего дела. В общем, все ждали “бомбу”, но результат оказался поистине ошеломляющим — 20-летний Насир Джонс создал настоящее произведение искусства, 40 минут хип-хопа, которые подняли уровень этого жанра на совершенно новую ступень. Чертовски тяжело выделить какие-то песни — каждая хороша по-своему и заслуживает отдельного описания. Однако в этом случае обзор грозит растянуться на небольшую диссертацию, поэтому позвольте всего несколько мыслей…
После минутного вступления, амбициозно названного “The Genesis”, Nas и DJ Premier врываются в ваше сознание одной из лучших песен, когда-либо созданных на обоих побережьях. Под строками “N.Y. State Of Mind” могли бы подписаться 90% чернокожих парней из 5 нью-йоркских гетто:
“Having dreams that I’m a gangsta Drinking Moets, holding Techs Making sure cash came correct when I stepped Investments in stocks, sewing up the block To sell rocks, winning gunfights with megacops But just a nigga, walking with his finger on a trigga…“
Бит от Primo придал рифмам Наса абсолютно неповторимую энергию и помог обрисовать мрачные кварталы Квинса не хуже гидов и путеводителей. Великолепный трек, выделяющийся среди общего блеска.
На “The World Is Yours” в музыкальном оформлении снова слышится фортепиано, но на этот раз бит гораздо более мягкий (ведь это Pete Rock!), а песня несёт классный положительный заряд:
“…While all the old folks pray to Jesus, soaking they sins in trays of holy water, odds again Nas are slaughter Thinking a word best describing my life, to name my daughter My strength, my son, the star will be my resurrection Born in correction all the wrong shit I did, he’ll lead the right direction…”
Мир твой — и Nas с помощью своего вокального мастерства и оптимального подбора музыки заставит вас поверить в это лучше многих образованных психологов и служб доверия. Мир твой — и всё тут!
Под №7 на альбоме скрывается еще один бриллиант — “One Love”. Словосочетание впоследствии стало крылатым и выражает высшую степень уважения к человеку, в отличие от заезженного “respect”. Сам трек — суть письмо Наса товарищу (да-да, это Cormega!) в тюрьму. Цитировать бесполезно — о чем пишут друзья друг другу? Как жизнь, как здоровье, чего там на районе творится… Но опять поэтический талант 20-летнего жителя Квинса и простая, но завораживающая мелодия от Q-Tip’a (чёрт, в умелых руках даже ксилофон звучит здорово) превратили хорошую идею в классику рэп-музыки.
Nas касается различных тем, ситуаций и типов людей с поразительным для своего возраста жизненным опытом. Причём не чувствуется никакой шизофренической разбросанности — ведь у каждого из нас бывает разное настроение и, соответственно, разные мысли…
Я сознательно выделил три своих любимых песни, но уверен, что у каждого, у кого есть “Illmatic”, найдутся свои фавориты. И “Life’s A Bitch” с единственным гостем AZ и партией на трубе от отца Наса, джазмена Olu Dara. И “Memory Lane (Sittin’ In Da Park)”, спродюсированная сразу двумя корифеями — DJ Premier и Large Professor. И заключительная “It Ain’t Hard To Tell” (опять Large Pro), со строками, предсказавшими по большому счету дальнейшую карьеру артиста:
“… My poetry’s deep, I never felt Nas’ rap should be locked in a cell It ain’t hard to tell.”
За свою недолгую 20-летнюю историю хип-хоп подарил своим поклонникам немало выдающихся релизов. Дебюты Wu-Tang Clan, 2Pac, “The Infamous” от Mobb Deep действительно стали определяющими точками в развитии этого стиля как самостоятельного музыкального жанра. Но вряд ли найдется альбом, о котором с уверенностью можно сказать, что он ЛУЧШЕ, чем “Illmatic”. Более того, учитывая современные поп-тенденции, я уверен, что такой альбом не будет создан НИКОГДА. Первая половина 90-х была “золотым веком” хип-хопа, а диск с фотографией 8-летнего Насира Джонса на обложке стал его квинтэссенцией, окончательно заткнув рот критикам рэпа. Своими стихами, своим голосом и чувством ритма Nas доказал, что рэп — это всё-таки что-то гораздо большее, чем бормотание накуренного негра под замученную пластинку. И спустя 12 лет никто (и сам Nas в том числе) не смог взять поставленную 19 апреля 1994 года высоту. “Illmatic” — этим всё сказано.
В заключение позволю себе процитировать заключительный абзац обзора журнала “The Source”, вышедшего через две недели после того, как “Illmatic” появился в магазинах:
“Даже если стихи не задевают вас лично, одна только музыка стоит того, чтобы её приобрести. Если, в конце концов, вы не в состоянии оценить глубину поэтического реализма Наса… тогда, наверное, вам вообще не стоит слушать хип-хоп”.